«В рассмотренных диссертациях в концентрированном виде отражаются негативные стереотипы нашего общества в отношении ЛГБТ-людей, а также отголоски репрессивных практик, усвоенных ещё со времён ГУЛАГа.
С одной стороны, можно говорить о мощном негативном влиянии тюремной субкультуры, вросшей в общество. Мало в каких странах столько людей прошли через «зоны» и лагеря, а освободившись — перенесли порядки и «понятия» «на волю», включая отношение к ЛГБТ как к «обиженным», самым бесправным людям «на дне» иерархии, по сути, «недолюдям». Отсюда, во многом, и корни агрессии.
С другой стороны, мы видим, что тюремная система очень закрытая и инертная, и для её гуманизации требуются большие усилия. Складывается ощущение, что и тюремную администрацию, и многих арестантов сложившийся бесчеловечный порядок устраивает.
Казалось бы, наука должна быть свободной от предрассудков и устаревших подходов. Но, в «тюремных» работах мы видим целый ряд псевдонаучных, устаревших, а то и откровенно дискриминационных «общих мест» и рекомендаций.
Во-первых, к сексуальной ориентации относятся то как к психиатрической патологии, то как к вредной, опасной привычке, требующей профилактического учёта и особых мер воздействия, то как к правонарушению (возможно, это отголоски отменённой уголовной статьи за «мужеложство»). А иногда в одной работе можно встретить все эти позиции. Все три подхода — антинаучные, стигматизирующие и репрессивные по отношению к ЛГБТ-людям.
Во-вторых, сексуальное насилие и эксплуатация заключённых из касты «обиженных» (не обязательно ЛГБТ, но и гетеросексуалов) считается само собой разумеющимся, обыденным. При том, что все обо всём знают, существует тотальная практика замалчивания. Случаи сексуального насилия не попадают в тюремную статистику. Такая проблема есть и на свободе: совсем небольшой процент преступлений и нарушений в отношении ЛГБТ-людей доходит до статистических отчётов правозащитных организаций. Но в тюремной системе все еще на порядок хуже: это абсолютно малая величина, при том, что насилие давно стало системой.
Наконец, отчётливо виден патриархальный, сексистский характер мышления, переносимый в мужских сообществах на «обиженных», особенно тех, кого в диссертациях именуют «пассивными гомосексуалистами», выступающими в «женской» роли. Сексуальная эксплуатация «обиженных» воспринимается как чуть ли не «супружеская обязанность», зафиксировано упоминание термина «жена». С активистской точки зрения, это означает, что движению за равноправие женщин, и движению за равноправие ЛГБТ — есть где сотрудничать.